ВЕДЖВУД ДЖОШУА - Учебное пособие по дисциплине «гостиничный и ресторанный сервис» глава I

^ ВЕДЖВУД ДЖОШУА
         
         Родился в 1730 году в Барслеме, в Стаффордшире (Англия), умер в 1795 году в Этрурии. Изобретатель особого рода посуды, которая была прочнее, чем фарфор, и красивее, чем фаянс, но при этом сохраняла прочность даже при падении на камни. Унаследовав от своего отца гончарный завод в 1759 году и изучив гончарное дело, Д. Веджвуд значительно его усовершенствовал и своим примером повлиял на развитие всего английского глиняного производства, считающегося в мире с тех пор образцовым. Он изучил свойства природных глин своей страны более чем все его предшественники, показал возможность получения разнообразных глиняных изделий, разработал многие вопросы, касающиеся поливы или глазури разных цветов, воспроизвел многие древние итальянские формы изделий и изобрел особый род глиняных изделий, носящих его имя («Веджвудова посуда») и сходных по составу, бесцветности, степени полупрозрачности и отсутствию глазури с фарфоровидными «бисквитными» изделиями. При жизни он пользовался большой известностью, нажил большое состояние и основал вокруг своего завода целый городок, названный им Этрурией.
^ ВЕДЖВУДОВА ПОСУДА
          Столовая посуда, в основном столовые сервизы на 6 или 12 персон, а также чайные сервизы и отдельные чайники, изготовленные в Англии и по своему качеству занимающие промежуточное положение между фарфором и фаянсом. В торговле, в бытовом языке и в гостиничном деле веджвудова посуда часто носит различные названия - английский фарфор, английский фаянс, королевский фаянс, веджвуд, ясперс, флинт-порцелан, базальтовый товар, улучшенный фаянс; это приводит к тому, что веджвудова посуда менее известна, чем фаянс, несмотря на то, что ею пользуются очень многие.

Названа так по имени изобретателя Джошуа Веджвуда (1730-1795). Отличительная черта веджвудовой посуды - ее прочность и привлекательный внешний вид. Она не столь ломка, как фаянс и фарфор; даже при ударе о металлический предмет (нож, вилку, ложку) она не бьется, если удар был несильным и пришелся вскользь. Яркая, повышенного блеска глазурь (смесь свинца и кремния), прочная и нетускнеющая, придает веджвудовой посуде вид "новенькой", только что купленной. Оба указанных качества весьма ценятся особенно в ресторанном деле, отчего веджвудовой посудой обслуживают обычно не одиночных рядовых посетителей, а мероприятия банкетного характера.

Столовые сервизы веджвуда, как правило, имеют тематическую роспись, изображая сцены из английской жизни или пейзажи, что еще более придает этой посуде нарядный, привлекательный вид и является элементом, объединяющим весь сервиз. В цветовом отношении веджвудова посуда может быть сочетанием белого фона с одним из следующих тонов, которыми наносится рисунок, - синего, голубого, серого, зеленоватого, коричневатого, сепии. Наиболее красивый - синий и голубой веджвуд.


Начиная с эпохи Возрождения, популярность приобрела дорогая и изысканная — из серебра и золота столовая посуда. Постепенно в обиходе появляется и «индивидуальная» посуда — тарелки, миски, которые подавали уже для каждого сидящего за столом. Первые тарелки мало чем напоминали современные — они даже имели четырехугольную форму26. Любопытно и то, что само слово «тарелка» было заимствованно из немецкого языка, оно пришло на смену древнему слову «миска». Так еще в XVI в. тарелку называли талера, тарель, торел. Исходно у многих народов тарелки изготавливались из дерева (плоские круглые, эллипсные, прямоугольные формы). Заметим, что плоские деревянные тарелки используются в ресторанах национальной кухни и в наше время. Так в японских ресторанах на деревянные тарелках подают суши и сашими. В пивных ресторанах на деревянных тарелках приносят копчености и сыры к пиву. Деревянные тарелки украшаются резьбой и могут служить предметом сувенирной продукции или коллекционирования.


Стали создаваться гарнитуры из единообразно оформленных столовых приборов. Их преподносили в качестве подарка, заключающего в себе символическое значение, на основные праздники в жизни человека: рождение, крещение, бракосочетание и т.д.

В Китае начали создавать фарфоровые изделия приблизительно в 600 г. нашей эры. Там научились создавать прозрачный твердый фарфор и изделия из него. В 1300-х годах китайские фарфоровые тарелки начали появляться при европейских королевских дворах, но были более богатыми диковинами, чем столовой посудой. Тончайшие, почти прозрачные стенки фарфоровых изделий издавали от прикосновения звук, схожий с мелодичным звоном серебряных колокольчиков. В Европе такая посуда стала цениться дороже золота. С фарфором было связано поверье, будто бы любой яд, добавленный в пищу, сразу изменяет цвет фарфора. В то время яд среди знати широко использовался в борьбе за власть и богатство. Однако, если фарфор желтеет даже после второй чашки чая, — это несомненно чистая подделка низкого качества.

Появляется посуда из стекла и хрусталя, которая отличается разнообразием стилей и форм. Стекло, как и керамика, было известно с глубокой древности. В средневековых чешских мастерских варили почти бесцветную стекломассу. Производилось также цветное стекло, прокрашенное различными оксидами металлов. Ассортимент средневекового стекла был сравнительно богатым: он включал как обычную продукцию, так и уникальные предметы. Типичными изделиями можно считать высокие, изящные бокалы из прозрачного стекла, обычно украшавшиеся бусинками, и бутылки различной емкости с горлышками, образованными из нескольких переплетённых трубочек, называвшиеся «кутрольф» и служившие для питья самогона и вина. Хрусталь появился в XVII веке в Англии, где его называли «алмазное стекло». Особые декоративные эффекты стеклянной и хрустальной посуде придают гравировка — неглубокий матовый рисунок, огранка — широкая полированная грань, резьба — глубокие борозды, чаще всего треугольного профиля и причудливого переплетения («алмазная грань»), а также окраска при помощи добавок красителей в стеклянную массу.

На Руси же первое упоминание о деревянных ложках встречается в летописном своде «Повесть временных лет»27 и относится к 996 г. Также в русских летописях XII-XIII вв. она упоминается, как привычный и совершенно необходимый во время еды предмет. Ложки и ножи носили при себе в особых футлярах или просто за голенищем сапога. По этому поводу есть даже несколько поговорок: «Запасливый гость без ложки не ходит», «Со своей ложкой по чужим обедам» и т.д. С развитием внешней сношений для иностранных гостей по требованию князя Владимира на Руси была изготовлена первая серебряная ложка. Позднее русские умельцы на черенке ложки стали вырезать, например, кукушку. Если девушка дарила такую ложку парню, это означало отказ. По народным поверьям, птица — олицетворение одиночества. Ложка с улиткой служила намеком не в меру говорливому и суетливому гостю: не спеши, дай отдохнуть языку. Столовые приборы делали для скупцов и обжор, для новобрачных и женщин, желающих сохранить фигуру (миниатюрная ложечка не позволит съесть слишком много)28.

В русском языке знакомое нам всем слово «посуда» появилось в начале XVII в. В словаре Даля упомянуты: разливная ложка; межеумок — простая русская широкая ложка; бутырка — ложка, которой ели бурлаки (она грубее и толще обычной); боская — продолговатая, тупоносая; полубоская, носатая, тонкая, белая и т. д. Более древнее название любой посуды — «судно». Например, в записи житиях Великого Новгорода (1650 г.), употребляются оба этих названия: «что было в хоромах... всякой домовой деревянной посуды, то все пограбили... что было серебряных судов... то все разломали»29. Чаще других в Древней Руси, начиная с XI в., употребляется слово «блюдо». На блюде (круглом, эллипсном, квадратном, прямоугольном и т.д.) подавали пищу за стол сразу для нескольких человек. Делалось блюдо из глины, серебра, олова, стали, дерева. Царская посуда, конечно, была золотой. Иностранец Ульфельд, попавший на парадный обед к Ивану Грозному, вспоминал, что часто послы, выпив мед, клали за пазуху и сосуд, из которого пили. «Для таких бессовестных послов делали нарочно в Аглинской земле сосуды медные, посеребренные или позолоченные».

На Руси первое письменное упоминание о пользовании индивидуальными тарелками относится ко времени царевича Лжедмитрия. Впервые слово «тарель» (переделанное немецкое «талер») встречается в завещании одного из московских князей в 1509 г. В Домострое говорилось, что в час обеда следует «осмотреть стол, скатерть белу стлати, хлеб, соль, лжицы30 (маленькие ложечки), тарели собрати».

0459751636296537.html
0459863133653759.html
0459937642767693.html
0460008368747267.html
0460171899852996.html